История нашего поселка.

  Составлена Травниковой Кларой Федоровной.

Наша малая родина - посёлок Пасьва. Наши леса- основное при­родное богатство Севера. Они нас не подводили никогда: грибы, яго­ды- черника, малина, брусника, клюква есть всегда. Но времена ме­няются , исчезают грузди, знаменитые рыжики, мало стало морошки, и местные жители уже становятся не так привередливы в выборе гри­бов и ягод. С точки зрения нашего государства не очень заботились о лесе, как «живом организме» : прочь все сомнения, традиции, мораль, элементарное чувство самосохранения. Главное - количество деловой древесины и потому главное - рубить лес ! Такие строчки написал Минин А.А. - бывший выпускник нашей школы, ныне доктор биоло­гических наук в Москве.Посёлок наш обосновался на Пасьвинской горе - высоком правом берегу излучины реки Ваги среди соснового бора. В 1946 году здесь построили первые шесть бараков из круглого леса, больницу, пекарню, магазин и баню, местную радиостанцию. Посёлок планировался для спецпереселенцев в глубоком лесу , в дали от дорог во избежание воз­можных побегов. Строились бараки под руководством начальника строительного участка Соскова Николая Фёдоровича, прозванного в народе «трубка» за курение из трубки, но народ уважительно отно­сился к нему. Могила Соскова Н.Ф. и его жены покоится в центре кладбища, и кладбище в народе называют «Сосковым». А жители по­сёлка поставили памятник на его могиле.

 

\

 

 

 

 

 

С 1946 года строились не только бараки , но и узкоколейка, по ко­торой тепловозы должны были тащить вагончики и сцепы с лесом. Основными строителями были жители деревень Левково, Поречье, Колешка, Глубоковка, привлечённые денежными заработками (на кол­хозных трудоднях жить было трудно).В 1949 году часть переселенцев переехала в посёлок Пасьва , где уже продолжили работу в Левковском леспромхозе. Они и стали ко­ренным населением посёлка, но внесли на Пасьву свою украинскую культуру, свои праздники, обряды. Относились к ним всегда неплохо, так как они были хорошими работниками, а объёмы лесозаготовок росли из года в год. В 1950-54 годах вывозилось в среднем сто два­дцать девять тысяч кубометров в год, в 1955-59 годах уже двести пятьдесят тысяч кубометров леса, в 1960-69 годах средний уровень за­готовок составлял двести восемьдесят шесть тысяч кубометров. В се­мидесятые годы объёмы и вывозки леса несколько снизились, так как сказалось истощение близлежащих и легкодоступных лесов, увеличи­лась дальность перевозок и усложнились условия заготовок леса и со­ставили в среднем двести шестьдесят шесть тысяч кубометров, а в на­чале 1980 года снова повысились до двухсот семидесяти трёх тысяч кубометров.

 

Судьба спецпереселенцев - коренного населения посёлка измени­лась только после смерти Сталина, с них было снято клеймо «врагов народа». Масштабы посёлка Пасьва росли. Первым директором леспромхоза был Леонид Николаевич Третьяков. Его жена Антонина Александровна работала вначале секретарём редакции газеты «Красная Вага», а затем стала первым директором Пасьвинской семилетней школы. В год своего семидесятилетия Антонина Александровна вспо­минала, как ещё будучи молодой девушкой, её вёз до дому ссыльный поляк, в дороге разговорились. Возчик поведал Тоне о том, что в Польше много красивых девушек и у каждой есть велосипед. А Тоня рассказала свою радость добросердечному попутчику. Что она торо­пится к маме, назвалась она чья и откуда. И не сразу заметила, как по­суровел лицом и отвёл глаза возница. Но вот в двух шагах от дороги возле небольшого холмика стоял рубленный столб. И кинув взгляд в сторону могилы глухим голосом поляк сказал Антонине : «Там твоя мать. Иди, поклонись ей дочка». Антонина Александровна заменила своим братьям мать.

 

Чтобы осилить масштабы заготовки леса на Пасьве, требовались люди, и поехали вербовщики во все районы страны: в Молдавию, Ук­раину и даже в Болгарию. Были завербованы бывшие уголовники, алиментщики, бродяги и просто случайные люди. Вся эта людская ре­ка протекла через леспромхоз, принося в жизнь посёлка и деревень но­вые нравы, которые оседали здесь. Люди обзаводились семьями, мно­гие уезжали, но благодатный Север, прекрасная природа приводили к тому, что многие люди прижились здесь и не особенно рвутся на бла­годатный юг. Так или иначе, но все люди были нацелены на одно: ру­бить лес. Ударные планы принимались только по объёмам лесозагото­вок, соцсоревнования были только под лозунгом, кто больше нарубит леса. Государство всячески стимулировало работу леспромхоза: постав­ляло новейшую технику для лесоповала, всячески поощряло передо­виков и наказывало отстающих. И результат не заставил себя ждать. почти полностью исчезли ценные хвойные породы. На их место при­ходят лиственные. Сам процесс заготовки леса всегда был далёк от идеи его сохранения, нормы заготовок на бригаду были большие и имели только одну тенденцию — возрастание. Люди поставлены были в такие условия: хочешь хорошо заработать, да ещё и премию полу­чить - руби. После лесоповальной машины ЛП-49 вообще ничего не остаётся — ни подроста, ни тонкомера, который , кроме того ломается , а сучкорезкой и челюстными погрузчиками вдавливается в почву. Но самое печальное - это обращение со срубленным лесом. «Чистый до­ход» - деловая древесина становится жертвой бесхозяйственности. По оценке лесосырьевика леспромхоза, на пути от делянки до Нижнего склада теряется не менее тридцати процентов срубленного леса. Та­кие данные приводит Минин А.А. в своей статье «Провинция». Он же приводит слова Аксакова СТ. из «Записок ружейного охотника»: «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство , а с ними недалеко и до бедности».

 

В 1947 году в п. Пасьва начала работу Ровдинская УЖД. Строили УЖД вручную. Длина дороги составила 65 км., а со станционными пу­тями 120 км. Ширина колеи железной дороги была 750 мм.
Первые паровозы были американские, польские, немецкие. Позже появились мотовозы ДМ и МД. Позднее поступили тепловозы ТУ - 2 МК, ТУ - 4, ТУ - 6А, ТУ - 7. Постоянная вывозка шла тепловозами ТУ - 4, ТУ -7.-4 мог везти четыре сцепа, а ТУ - 7 пять сцепов. Дорогу чистили снегоочистители . В 1952 году построили ДЕПО. Позднее к нему добавили пристройку. В ДЕПО находились цеха : механический, фре­зерный, цех сверлильных станков, станок для обтачивания колёс. Одно­временно могло ремонтироваться восемь тепловозов.
В УЖД находилась шпалорезка, где ежегодно изготовлялось 19 ты­сяч шпал при плане 17 тысяч. Со временем менялись тепловозы, на сме­ну старым ТУ-6, ТУ-7 пришел новый тепловоз ТУ-8 с мощностью дви­гателя 400 лошадиных сил и гидравлической тягой.
Развивалась лесовозная техника. От первых машин ЗИС-5 - до Маз-500, Маз -509А поступают сучкорезные машины ЛП -ЗОБ и ЛП-330.
Для ремонта техники в леспромхозе был создан РТЦ. Он состоял из электроцеха, цеха топливной аппаратуры, то­карного, вулканизаторного, инструментального, кузнечно­го, сварочного цехов. РТЦ производили ремонт и техниче­ское обслуживание автомобилей. Обычно работали четыре слесаря и два токаря. В кузнице РТЦ изготовлялись все­возможные детали для ремонта автомобилей. В РТЦ по­ступали следующие автомобили: УАЗ -469, Газ- 53, Газ -66, Зил -130, Зил - 157, Камаз -5511, Маз- 509, Маз-503, Маз-504, Урал -375 (автобус), Кавз -685.
 

 

Hosted by uCoz